«Беседа разочарованного со своим духом» (также «Беседа разочарованного со своим Ба»)
В одной из элегий человек жалуется душе на одиночество («Видишь, моё имя ненавистно»; вариант перевода — «Моё имя смрадно»). Также собеседник ба отмечает ужасающее падение нравов и нивелирование ценностей современным ему обществом («Кому открыться мне сегодня?»). «Разочарованный» прославляет смерть и всё, что с ней связано, воспринимая её как долгожданное освобождение от нестерпимых земных тягот («Мне смерть представляется ныне /…/ исходом из плена страданий»). В произведении утверждается, что, тот, кто перейдёт в царство мёртвых, сможет обрести статус божества, которое будет творить «возмездие за зло», что указывает на архетипическое отношение древних египтян к загробному миру.
Что касается реплик ба, то они во многом созвучны философическим и нравственным концепциям, высказанным в «Песне Арфиста», другом значимом поэтическом произведении Древнего Египта. Ба возражает последнему утверждению «разочарованного», отмечая неизвестность за пределами жизненного исхода человека. Те пирамиды и гробницы, на строительство которых у людей уходят многие годы, со временем превратятся в прах и рассыплются. Ба советует получать сиюминутные радости жизни и полностью отказаться от тягостных и губительных размышлений о дальнейшей судьбе и о том, что произойдёт с человеком после окончания жизненного пути.
«Беседа разочарованного со своим Ба» считается древнейшим дошедшим до нас письменным источником, посвящённым обсуждению проблемы самоубийства[8].