Мне пишут:
"Сонечка, приведи, пожалуйста, пример, когда слово стало иконой. Заранее спасибо!"
И за меня же отвечают:
"Я конечно не Сонечка, но пример приведу. А Соня вероятно имела ввиду явление библиолатрии.
БИБЛИОЛА́ТРИЯ (от греч. βιβλία и λατρεία — служение, почитание, поклонение Библии), отношение к Писанию как к единств. высшему авторитету ... обычно сопровождается вербалистским и фундаменталистским ее пониманием."
А вот мой ответ, который в принципе, можно б сделать и отдельной темой:
Библиолатрия - это как раз хороший пример слова-идола.
Слово становится иконой, то есть окном и дверью к нашему преображению, когда оно используется.
Если фраза Писания (и даже не только Писания) рождает в душе глубокий отзвук, и мы не даем этому отзвуку заглохнуть, но вновь и вновь обращаемся к нему, даем ему в нас действовать, прилагаем его к нашей душе, как алхимический камень, проникаем в него и даем ему проникнуть в нас, - это я и называю "слово-икона".
Вера в Библию, как и вера в любое, пусть самое правильное, учение, -
не спасает, потому что спасти не может.
Как не излечивает лекарство, пусть и купленное дорогой ценой, но оставленное на прикроватной тумбочке.
Лекарство для того, чтобы принимать его внутрь.
Тогда оно, как и слово Божие, начинает действовать в нас.
Обычно же мы не знаем, что нам делать с нашей верой.
Мы считаем веру набором интеллектуальных утверждений
(хоть и рождающих в душе сладкое и благостное чувство).
Получается как с бедной крыловской мартышкой:
"то их понюхает, то их полижет, - очки не действуют никак".
Мы вступаем в христианство, как в пионеры, и гордо носимся с нашей верой, как с пионерским галстуком.
Несомненная польза от этого есть, но польза эта весьма поверхностная,
часто тут же прорастающая буйной плесенью гордыни и христианской спеси.
Дать прорасти в себе Божьему слову, - дело, требующее смирения и длительного его вынашивания.
В этом стихотворении речь не о стихах, а именно о такой алхимии преображения, вынашивании.
ТРИПТИХ
1
Стихи... Они родятся из земли
Души моей. Из этих неподвижных
Пластов, где Бог хозяин. Бог созиждет.
А я -- в пыли.
А я нема, безропотно темна,
как чернозема поднятая груда,
покорно принимаю семена,
не спрашивая: "Для чего?", "Откуда?"
Какой порыв, какой реки поток
занес его? Он вечен иль мгновенен?
Но каждый всход мой, каждый мой росток
и для меня таинственно священен.
Я знаю лишь зачатья благодать
и тяжесть вызревания событий.
И что еще я вам могу сказать?
Бессильное мое "не растопчите!"
2
Покорной Богу быть... покорной этой
Бездонности, взывающей ко мне,
Покорной звуку и покорной свету,
Покорной светоносной тишине.
Любви покорной... Миг зачатья...
Вот так склонялась Богоматерь.
3
Мой Боже, Бог мой... Из моих берез,
Дождя, травы и звона дальней птицы
В меня вошел и из меня пророс.
Нельзя иначе Богу появиться
здесь на Земле. Есть место лишь одно:
Внутри меня. И в радости, и в муке
вот это сердце выносить должно
Тебя, и выняньчить -- вот эти руки.
Мой Бог -- мой сын. И тварь Твоя и мать.
О, Господи, сумею ли так много?!
Зачать, родить и вырастив отдать
Тебя во тьму, чтоб Бог вернулся к Богу!
/миркина/
- Подпись автора
Не важно, что написано. Важно - как понято.