Фригийский колпак — это красный головной убор со свисающим набок верхом, который носили в Древнем Риме и Греции. Он стал прообразом шапки французских революционеров и знаком борьбы за свободу, и именно такой колпак носит Марианна — мифическая молодая женщина, олицетворяющая саму Республику.
От культа Митры и символа свободы до риторики ненависти: преподаватель классики в университете Айовы Сара Эмили Бонд прослеживает историю так называемого красного фригийского колпака и разбирается, как головной убор, который на протяжении веков — от времен правления Нерона до Великой французской революции — считался знаком свободы и гражданской ответственности, превратился сегодня в самом лучшем случае в китч, в худшем — в знамя ксенофобии, крайнего национализма и политики изоляционизма.
В древнем мире головные уборы были основным признаком, по которому можно было судить о личности человека, его статусе, сфере деятельности, поле, этническом происхождении и религии. Ремесленника часто можно было увидеть в коническом войлочном колпаке, который назывался пилей (греч. πῖλος; лат. pileus или pilleus). Фермера можно было узнать по широкополому головному убору, который использовался для защиты от солнца во время сбора урожая.
Римские патриции часто ходили без шляп, а вот римлянкам и людям определенного социального статуса полагалось носить головные уборы, когда они находились на публике. В IV веке до нашей эры у греческих женщин стала модной круглая плетеная шляпа куполообразной формы, называемая долией. Римские матроны в трауре надевали головной платок рициний, который, скорее всего, был темного цвета. Во время траура этот платок заменял традиционное женское головное покрытие — паллу — и говорил о том, что его обладательница стала вдовой.
Головные уборы были также признаком, по которому можно было узнать иностранцев как в жизни, так и в искусстве. Пилей был шляпой, популярной в районе Фригии — анатолийского королевства, которое сейчас является частью современной Турции. Он был сделан из шерсти или войлока, а его верхняя часть свисала вперед. Этот фригийский колпак, как мы его называем сегодня, был убором, по которому можно было узнать человека с востока — жителя Дакии, например, (современная Румыния и Сербия) или фригийца. В таких головных уборах древние художники часто изображали мифологических персонажей из восточного Средиземноморья, таких как героя Троянской войны Энея, Ганимеда или Персея.
Колпак также был частью иконографической одежды Митры — индоиранского бога, который, по преданию, родился из скалы и которого впоследствии стали почитать в римском Средиземноморье во втором и третьем веках нашей эры. У древних иранцев Митра был центром таинственного культа, и посвященные держали в тайне многие обряды и верования. У римлян его почитали как бога солнца. https://monocler.ru/mitra-vs-maga-istor … o-kolpaka/