#p161349,triatma написал(а):Для начала от Вики:
Философия
Бог делим (бхеда) и неделим (абхеда) в одно и то же время. Для человеческого разума это непостижимо (ачинтья).
А что здесь "непостижимого"? Часть находится в целом, как капля в море. Она обладает всеми свойствами моря, хотя и не является им.
Найти разрешение этого противоречия можно лишь в духовной сфере. В соответствии с «Бхагавата-пураной» непостижимую единую и множественную в одно и то же время сущность (ачинтья-бхеда-абхеда-таттву) постигают в трёх формах: как безличную духовную субстанцию (Брахман), как всепроникающую Параматму и как верховного личностного Бога (Бхагавана).
Если сравнивать с христианством, то там появление Троицы связано только с упоминанием Бога в трех лицах: Отец, Сын, Дух Святой. Ничего мудреного. Вопрос только в том, что такое "личность". Для нее есть только частные, узкие определения. Но существует мнение, что именно христианство отделило личность от внешнего представления. А поскольку человек создан по образу и подобию Божьему, то из этого следует, что Бог - Личность.
Эти три гносеологических аспекта соответствуют трём онтологическим уровням Высшей реальности: сат (бытие), чит (знание) и ананда (блаженство), которые открываются ищущему в зависимости от характера его стремлений.
Если "гносеологический аспект", то это знания во главу угла. Может стоит упорядочить сат, чит и ананду?
Кришнаитское богословие не является пантеистическим, потому что не отвергает отдельного существования Бога в Своей личностной форме.
И правильно делает.
Однако, в то же самое время, творение (которое в кришнаитской богословской терминологии именуется «космическим проявлением») никогда не существует отдельно от Бога. Бог всегда является верховным повелителем Своего творения, осуществляя этот контроль через посредство Своих энергий (пракрити).
И здесь нет ничего мудреного. Достаточно понимать человека, как часть целого, которая как капля имеет все свойства Божества. Вопрос только в том, чего хочет Целое? Т.е. опять главная неудовлетворенность для познающих в знании.
Как сказано в каббале стремление к знаниям - высшее стремление в человеке.
- Подпись автора
"Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была"