Межрелигиозный форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Межрелигиозный форум » Мировые религии » Буддизм » ЛН Толстой даос??


ЛН Толстой даос??

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Лев Николевич был последователем Дао??

0

2

Идеи Лао-цзы были очень близки Толстому. У писа­теля ко вре­мени зна­ком­ства с про­из­ве­де­нием китай­ского фи­ло­со­фа «Дао дэ цзин» (один из ва­ри­антов пере­вода наз­ва­ния книги на рус­ский — «Книга пути и истины») сло­жи­лись схо­жие эти­чес­кие пред­ста­вле­ния.

Толстой про­читал «Дао дэ цзин» вскоре после того, как книга китай­ского муд­реца была впер­вые из­дана в Ев­ропе на фран­цуз­ском, не­мец­ком и ан­глий­ском языках, рус­ского пе­ре­вода тогда еще не было. В 1884 году по этим изда­ниям Лев Нико­ла­евич и по­зна­ко­мился с идеями Лао-цзы, вы­соко оценив их.

+1

3

В письме В.Г. Черткову 27 − 28 мая 1886 года Тол­стой со­общал: «Очень меня за­ни­мает теперь не только Будда, но и бра­ма­низм, и Конфуций, и Лаодци. Может быть, ничего не выйдет, а может быть, выйдет что-то…». Тогда он за­ду­мал работу по из­ло­же­нию глав­ней­ших ре­ли­ги­оз­ных учений всех народов мира, но ра­бота эта не была за­кон­чена.
В 1893 году Е.И. Попов, близкий зна­ко­мый пи­са­теля, пе­ре­вел на рус­ский язык книгу «Дао дэ цзин». Тол­стой вни­ма­тельно про­чел его пе­ре­вод. Под вли­я­нием этого чтения тогда же он на­писал статью «Не­де­лание», ос­нов­ная мысль ее сов­па­дает с учением Лао-цзы.

В статье «Учение Лао-дзы» Лев Нико­ла­евич писал, что ки­тай­ский фи­ло­соф «учит тому, как пе­ре­хо­дить от жизни тела к жизни духа» (т. е. желать блага не только лично себе, но и всему миру, всем людям). «Уче­ние свое он на­зы­вает Путем, потому что все уче­ние ука­зы­вает путь к этому пе­ре­ходу. От этого и все учение Лао-дзы на­зы­ва­ется книга Пути. Путь этот, по уче­нию Лао-дзы, состоит в том, чтобы не делать ничего или хоть как можно меньше делать то, чего хочет тело, с тем чтобы не за­глушать того, чего хочет душа… Так что сущ­ность уче­ния Лао-тзе есть та же, как и сущ­ность уче­ния хри­сти­ан­ского». Идея само­со­вер­шен­ство­вания своей души каждым чело­ве­ком, бла­го­да­ря чему об­щество без всяких ре­во­люций сможет прийти в гар­мо­нич­ное со­сто­яние, была также лю­би­мой идеей Тол­стого.

Вскоре по просьбе Е.И. Попова Лев Нико­ла­евич при­сту­пил к про­верке и ре­дак­ти­ро­ва­нию его пере­вода: много из­ме­нил и со­кра­тил в нем. 31 августа 1909 года Тол­стой писал В.Г. Черткову: «Я, кроме Маго­мета, со­ста­вил кни­жечку из­ре­че­ний Лаотзе с ма­лень­ким преди­сло­вием. Нам хочется с Иваном Ива­но­вичем собрать и издать кни­жечки, ко­пееч­ные всех муд­рецов ре­ли­гиоз­ных. Это, я думаю, очень нужно». В итоге по­яви­лась книга «Из­ре­че­ния ки­тай­ского муд­реца Лао-дзе, из­бран­ные Л.Н. Тол­стым». С пре­ди­сло­вием Гор­бунова-По­са­дова «О муд­реце Лао-дзе» и Тол­стого «О сущ­ности уче­ния Лао-дзе» она была из­дана «Посред­ником» в 1910 году.

Интерес к ки­тай­скому фи­ло­софу не по­ки­дал пи­са­теля до конца жизни: Тол­стой упо­мя­нул книгу о Лао-цзы в списке Ле­дерле, отме­тив, что книга эта про­из­вела на него «огром­ное впе­чат­ле­ние»; также он вклю­чил из­ре­чения Лао-цзы в свои сбор­ники «Мысли муд­рых людей на каждый день» и «Круг чтения».

+1

4

В истолковании философии Лао-цзы Л.Н. Толстой опирался на собственные интерпретации раннего даосизма. Основное внимание Толстой уделяет двум категориям: дао и увэй (недеяние). Первая категория используется почти всеми школами классической китайской философии, а не только даосами. Л.Н. Толстой, говоря о дао (у Толстого — «Тао»), имеет в виду как правило всю китайскую культуру. Когда Л.Н. Толстой специально изучает дао в учении Лао-цзы, он многократно интерпретирует эту категорию. Ниже мы воспроизводим некоторые из интерпретаций дао, предпринятые Л.Н. Толстым. Что же касается второй категории — увэй, то Л.Н. Толстой признает её специфической именно для даосизма (у Толстого — «таоизма»). Далее при цитировании мы сохраняем транслитерацию Л.Н. Толстого.

В числе других категорий, опираясь на которые Л.Н. Толстой осмысляет даосизм, следует упомянуть тянь («Небо»), дэ («добродетель» у Л.Н. Толстого) и шэнжэнь («святой человек» у Толстого).

+1

5

УЧЕНИЕ ЛАО-ТЗЕ

Основа учения Лao-Тзе одна и та же, как и основа всех великих, истинных религиозных учений. Она следующая: Человек сознает себя прежде всего телесной личностью, отделенной от всего остального и желающей блага только себе одному. Но, кроме того, что каждый человек считает себя Петром, Иваном, Марьей, Катериной, каждый человек сознает себя еще и бестелесным духом, таким же, какой живет во всяком существе и дает жизнь и благо всему миру. Так что человек может жить или той телесной, отделенной от мира личностью, которая хочет только себе блага, или тем бестелесным духом, который живет в нем и который желает блага всему миру. Человек может жить для тела или для духа. Живи человек для тела, — и жизнь горе, потому что тело страдает, болеет и умирает. Живи для духа, — и жизнь благо, потому что для духа нет ни страданий, ни болезней, ни смерти.

И потому для того, чтобы жизнь человека была не горем, а благом, человеку надо научиться жить не для тела, а для духа. Этому-то и учит Лао-Тзе. Он учит тому, как переходить от жизни тела к жизни духа. Учение свое он называет Путем, потому что всё учение указывает путь к этому переходу. От этого и всё учение Лао-Тзе называется книга Пути. Путь этот, по учению Лао-Тзе, состоит в том, чтобы не делать ничего или хоть как можно меньше делать то, чего хочет тело, с тем чтобы не заглушать того, чего хочет душа, так, чтобы не препятствовать деланием телесных дел возможности проявления в душе человека той силы неба (как называет бога Лао-Тзе), которая живет во всем.

Часто мысль эта, если только она переведена переводчиком верно, выражена как бы умышленно странно, но везде она, эта мысль, служит основой всего учения.

Мысль эта не только похожа, но совершенно та же, как и та, которая выражена в 1-м послании Иоанна и лежит в основе христианского учения. По учению Лao-Тзе, единственный путь, посредством которого человек соединяется с богом, есть Тао. Тао же достигается воздержанием от всего личного, телесного. То же и по учению, выраженному в 1-м послании Иоанна. По учению Иоанна, средство соединения человека с богом есть любовь. Любовь же, так же как и Тао, достигается воздержанием от всего телесного, личного. И как под словом Тао, по учению Лао-Тзе, разумеется и путь соединения с небом и самое небо, так и по учению Иоанна под словом любовь разумеется и любовь и самый бог («бог есть любовь»). Сущность и того и другого учения в том, что человек может сознавать себя и отделенным и нераздельным, и телесным и духовным, и временным и вечным, и животным и божественным. Для достижения сознания себя духовным и божественным, по Лао-Тзе, есть только один путь, который он определяет словом Тао, включающим в себе понятие высшей добродетели. Сознание это достигается свойством, которое знают все люди. Так что сущность учения Лао-Тзе есть та же, как и сущность учения христианского. Сущность и того и другого в проявлении, посредством воздержания от всего телесного, того духовного божественного начала, которое составляет основу жизни человека.

Источник: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/proza/mys … ao-tze.htm

+1

6

ИЗРЕЧЕНИЯ ЛАО-ТЗЕ

1

Есть существо непостижимое, которое существовало раньше неба и земли.

Безмолвное, сверхчувственное.

Оно одно остается и не изменяется.

Я не знаю его имени.

Чтобы обозначить его, я называю его Тао.

2

То, что может быть названо, не есть начало всего.

То, что без имени, то начало всего.

Понимать это начало может только тот, кто свободен от страстей.

3

Как только Тао стал проявляться в бытии, он получил имя.

4

Тао прикровенно, и ему нет имени.

Но Тао велико в воздействии и совершении.

5

Тао прибежище всех существ.

Сокровище добродетельного

И спасение злого.

Источник: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/proza/mys … ao-tze.htm

0

7

59

Тот, кто способен руководить, не воинствен.

Тот, кто способен побеждать, не бывает злобен.

Тот, кто способен бороться, не спорит.

Тот, кто способен употреблять людей на пользу, подчиняется им.

Это значит уметь пользоваться силами людей.

В этом высшая мудрость. Это значит соединиться с Небом.

60

Если человек не боится того, что действительно страшно, то приходит самое страшное.

61

Пусть никто не считает свое жилище слишком тесным и жизнь свою слишком ограниченною.

62

Тот, кто не хлопочет о жизни, мудрее того, кто ценит жизнь.

63

Кто понимает, тот немного знает; кто много знает, тот не понимает.

64

Истинные слова неприятны; приятные слова не истинны.

Источник: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/proza/mys … ao-tze.htm

0

8

Что мысли и работы Л.Н. Толстого, что заключения Лао-цзы - замечательное поле для интересных и полезных дискуссий. С идеями того и другого я познакомился лет двадцать назад, но более не вчитывался подробно, хотя бы с тех пор обстоятельства неоднократно возвращали меня к необходимости касаться умозаключений этих выдающихся и очень уважаемых мною людей. Так родились критические замечания, которые я и хотел бы представить по возможности в процессе дискуссии. Очень любопытно узнать, что ты и остальные участники думаете на этот счет - включая, безусловно, в первую очередь, обе, слегка затронутые тобой, концепции, неоднозначной соприкосновение которых я и рассмотрел ниже.

#p110147,Dima написал(а):

Основа учения Лao-Тзе одна и та же, как и основа всех великих, истинных религиозных учений.

Дао не религия, это ошибка. Дао - философия. Центральный принцип неисследим, поэтому никакого понятия "связи" здесь быть просто не может. Не с кем "связываться". Другое дело, что из него впоследствии попытались сделать, но это уже явление сугубо вторичное, произнесенное в учение извне.

#p110147,Dima написал(а):

Она следующая: Человек сознает себя прежде всего телесной личностью, отделенной от всего остального и желающей блага только себе одному. Но, кроме того, что каждый человек считает себя Петром, Иваном, Марьей, Катериной, каждый человек сознает себя еще и бестелесным духом, таким же, какой живет во всяком существе и дает жизнь и благо всему миру. Так что человек может жить или той телесной, отделенной от мира личностью, которая хочет только себе блага, или тем бестелесным духом, который живет в нем и который желает блага всему миру. Человек может жить для тела или для духа. Живи человек для тела, — и жизнь горе, потому что тело страдает, болеет и умирает. Живи для духа, — и жизнь благо, потому что для духа нет ни страданий, ни болезней, ни смерти.

Толстой умнейший человек, но при этом анализе поступает опрометчиво, пытаясь присвоить чуждым понятиям близкие ему аналогии. Об отдельном духе Дао не говорит. Оно сосредоточено на принципе естественности, пронизывающим природу. Уловив ритм этой естественности, человек перестает действовать по собственным размышлениям и расчетам, но доверяя ему, НЕдействуя сам, он, тем не менее, выполняет то, что ему должно, свойственно и нужно. Самопроизвольно и без всяких усилий. Внутренняя "ПУСТОТА" движет им. И здесь стирается западное понятие о теле и духе - это стазис в ничто, само бытие, исполненное самим собой. И ему нет четкой локализации - такие понятия к нему неприменимы.

Мне видится это основой основ самого глубокого проникновения в суть вещей и духовного. И отсюда же, на мой взгляд, начинается предощущение, а затем и осмысление самых важнейших принципов, помогающих человеку покинуть многие порочные логические круги, создаваемые нашим привычным пониманием.

#p110147,Dima написал(а):

Учение свое он называет Путем, потому что всё учение указывает путь к этому переходу. От этого и всё учение Лао-Тзе называется книга Пути. Путь этот, по учению Лао-Тзе, состоит в том, чтобы не делать ничего или хоть как можно меньше делать то, чего хочет тело, с тем чтобы не заглушать того, чего хочет душа, так, чтобы не препятствовать деланием телесных дел возможности проявления в душе человека той силы неба (как называет бога Лао-Тзе), которая живет во всем.

На самом деле любовь с точки зрения Дао, это тотально иное, нежели привычно сознанию европейца. Я не буду говорить - в христианстве, поскольку здесь много неоднозначных нюансов. Между тем, забота и деятельный альтруизм вполне ее характеризуют, чтобы понять, что я имею в виду. Так вот, если для нас любовь - это результат осмысленного психического труда, в Дао - это результат все того же НЕдеяния, произошедший, согласно течению естественной природной  закономерности. Бог? Этому понятию для Дао более всего соответствует значение слова "Принцип", но это совсем не одно и тоже. Бог - это главный деятель, тогда как Дао - универсум. Изначальная матрица всего. И по отношению к бытию она бездеятельна. То есть она почва, из которой происходит мыслимый нами мир и не соответствует ему по фундаментальным характеристикам, как почва не качается под порывами ветра.

#p110147,Dima написал(а):

Мысль эта не только похожа, но совершенно та же, как и та, которая выражена в 1-м послании Иоанна и лежит в основе христианского учения. По учению Лao-Тзе, единственный путь, посредством которого человек соединяется с богом, есть Тао. Тао же достигается воздержанием от всего личного, телесного.

Дао стремится к мировой гармонии и никогда не отвергало материально-телесное. Это нарушило бы гармонию и сделало бы сопричастность ему для человека невозможным.

#p110147,Dima написал(а):

То же и по учению, выраженному в 1-м послании Иоанна. По учению Иоанна, средство соединения человека с богом есть любовь. Любовь же, так же как и Тао, достигается воздержанием от всего телесного, личного.

Такая интерпретация выражает любовь как нечто искусственное, сугубо локальное. Как в сказке "Морозко", где этот вопрос раскрыт точно, доступно, красиво и образно:"Люди! Какое вам доброе дело сделать?!". В Дао любовь опосредованна, естественна и ненавязчива. Живи в гармонии с Дао, и получишь все, что тебе необходимо. В том числе и любовь.

#p110147,Dima написал(а):

И как под словом Тао, по учению Лао-Тзе, разумеется и путь соединения с небом и самое небо

"Небо" в Дао - всего-навсего символ.

#p110147,Dima написал(а):

так и по учению Иоанна под словом любовь разумеется и любовь и самый бог («бог есть любовь»).

Вот и именно. Только не "так и...".

#p110147,Dima написал(а):

Сущность и того и другого учения в том, что человек может сознавать себя и отделенным и нераздельным, и телесным и духовным, и временным и вечным, и животным и божественным.

Если есть какое-то "и", Дао недостижимо.

#p110147,Dima написал(а):

Для достижения сознания себя духовным и божественным, по Лао-Тзе, есть только один путь, который он определяет словом Тао, включающим в себе понятие высшей добродетели. Сознание это достигается свойством, которое знают все люди. Так что сущность учения Лао-Тзе есть та же, как и сущность учения христианского. Сущность и того и другого в проявлении, посредством воздержания от всего телесного, того духовного божественного начала, которое составляет основу жизни человека.

Странно видеть здесь слово "добродетель", учитывая общий контекст НЕдеяния Дао.

+1

9

Приношу извинения читающим
Словесные нестыковки и ошибки в падежах - издержки работы клавиатуры. Ввиду того, что правка у меня не работает, исправить опубликованное уже не могу.

0

10

Я бы добавил, что недеяние является ключевой категорией и следует её чётко определить. Этго не сделали даосы, но это есть в Бхагавадгите. Отсутствие стремления к результату действий, чистота уму от страстей.
У даосизма имхо есть серьёзный недостаток. Описывая полунамёками конечное состояние, он ничего не говорит о путях его достижения. Однако для 5 в до нэ это прорыв.

Что касается предложений Толстого, то я их не читал и ничего сказать не могу.

Подпись автора

Ваша ее оценка - это оценка живущим в двухмерном мире тараканом реальности парящего в пространстве сокола. Для таракана вертикаль - абстракция, а для сокола - реальность. Вы завидуете крепости и чистоте моей веры
Лука

0

11

#p134220,Ystyrgar написал(а):

Дао не религия, это ошибка. Дао - философия.

Даосизм = религия. Изначально не был таковой, можно так думать, но со временем институционализировался.

0

12

#p134220,Ystyrgar написал(а):

Центральный принцип неисследим, поэтому никакого понятия "связи" здесь быть просто не может. Не с кем "связываться".

Дао Пуха и Дэ Пятачка есть книги)) Там в доступной форме автор хочет донести, что эта "связь" естественна, а не искусственно созданная, как догмы религиозные.

#p134249,Дима1972 написал(а):

недеяние является ключевой категорией и следует её чётко определить. Этго не сделали даосы, но это есть в Бхагавадгите. Отсутствие стремления к результату действий, чистота уму от страстей.
У даосизма имхо есть серьёзный недостаток.

Это недеяние подобно воде. Река течет и когда натыкается на камень просто обтекает его и всё, не пытается бороться с камнем, но в конечном итоге достигает река моря. Вот это и есть принцип недеяния, он не означает ничего не делать.

0

13

#p134407,Dima написал(а):

Даосизм = религия. Изначально не был таковой, можно так думать, но со временем институционализировался.

Я исхожу из самого значения слова "религия", которое можно выразить как "взаимосвязь". Ну, разумно, согласись, весь контекст ритуалистики и символики сосредоточить вокруг персонифицированного (-ных) центров - ее высшей (высших) точек. В Дао не с чем связываться, да и самого стремления к чему-то во вне, как такового, нет. Обретения себя самого - это более осознанность, чем путь, в его мистическом смысле.
Словом, здесь такая же история, как и с Буддизмом: первоначальное прозрение обросло ритуалистикой, а затем и сопутствуюшим пантеоном. Но все эти наслоения не имеют отношения к сути ни того, ни другого.

0

14

#p134408,Dima написал(а):

Дао Пуха и Дэ Пятачка есть книги)) Там в доступной форме автор хочет донести, что эта "связь" естественна, а не искусственно созданная, как догмы религиозные.

Дао, как и любая философия, без практики просто болтовня ни о чем. О религиях можно долго дискутировать и так и не прийти к очевидному решению по нюансам понимания того, или иного аспекта, а вот с подобными учениями такой фокус не прокатывает. Если человек опирается на эти принципы в своей жизни - он их закономерно раскрывает и осмысливает. Трудно спорить друг с другом о том, что, образно выражаясь, яблоко всегда падает вниз. В крайнем случае будет понятно, что человека просто тянет "на поболтать". А в религиях это яблоко может самостоятельно перемещаться туда, куда захочется оратору. И в этом - да, их существенный недостаток как в дискуссионном, так и практическом плане.

#p134408,Dima написал(а):

... принцип недеяния, он не означает ничего не делать.

Дао много раз пытались приравнять то к Буддизму, то к Индуистским представлениям - напрасно. При подробном изучении отмечаются хорошо заметные отличия: НЕдеяние, это не Затухание (Нирвана), а, напротив, вечное Дао - то есть движение. Но такое движение, на которое не тратится сил. Флегматичная Бездеятельность БГ, к которой  лично отношусь крайне отрицательно, в Дао заменена Чистым Стремлением, отделенным от пагубной человеческой надменности, где "я" - это закон.

0


Вы здесь » Межрелигиозный форум » Мировые религии » Буддизм » ЛН Толстой даос??