Лев Николевич был последователем Дао??
ЛН Толстой даос??
Сообщений 1 страница 14 из 14
Поделиться215.04.20 16:09
Идеи Лао-цзы были очень близки Толстому. У писателя ко времени знакомства с произведением китайского философа «Дао дэ цзин» (один из вариантов перевода названия книги на русский — «Книга пути и истины») сложились схожие этические представления.
Толстой прочитал «Дао дэ цзин» вскоре после того, как книга китайского мудреца была впервые издана в Европе на французском, немецком и английском языках, русского перевода тогда еще не было. В 1884 году по этим изданиям Лев Николаевич и познакомился с идеями Лао-цзы, высоко оценив их.
Поделиться315.04.20 16:09
В письме В.Г. Черткову 27 − 28 мая 1886 года Толстой сообщал: «Очень меня занимает теперь не только Будда, но и браманизм, и Конфуций, и Лаодци. Может быть, ничего не выйдет, а может быть, выйдет что-то…». Тогда он задумал работу по изложению главнейших религиозных учений всех народов мира, но работа эта не была закончена.
В 1893 году Е.И. Попов, близкий знакомый писателя, перевел на русский язык книгу «Дао дэ цзин». Толстой внимательно прочел его перевод. Под влиянием этого чтения тогда же он написал статью «Неделание», основная мысль ее совпадает с учением Лао-цзы.
В статье «Учение Лао-дзы» Лев Николаевич писал, что китайский философ «учит тому, как переходить от жизни тела к жизни духа» (т. е. желать блага не только лично себе, но и всему миру, всем людям). «Учение свое он называет Путем, потому что все учение указывает путь к этому переходу. От этого и все учение Лао-дзы называется книга Пути. Путь этот, по учению Лао-дзы, состоит в том, чтобы не делать ничего или хоть как можно меньше делать то, чего хочет тело, с тем чтобы не заглушать того, чего хочет душа… Так что сущность учения Лао-тзе есть та же, как и сущность учения христианского». Идея самосовершенствования своей души каждым человеком, благодаря чему общество без всяких революций сможет прийти в гармоничное состояние, была также любимой идеей Толстого.
Вскоре по просьбе Е.И. Попова Лев Николаевич приступил к проверке и редактированию его перевода: много изменил и сократил в нем. 31 августа 1909 года Толстой писал В.Г. Черткову: «Я, кроме Магомета, составил книжечку изречений Лаотзе с маленьким предисловием. Нам хочется с Иваном Ивановичем собрать и издать книжечки, копеечные всех мудрецов религиозных. Это, я думаю, очень нужно». В итоге появилась книга «Изречения китайского мудреца Лао-дзе, избранные Л.Н. Толстым». С предисловием Горбунова-Посадова «О мудреце Лао-дзе» и Толстого «О сущности учения Лао-дзе» она была издана «Посредником» в 1910 году.
Интерес к китайскому философу не покидал писателя до конца жизни: Толстой упомянул книгу о Лао-цзы в списке Ледерле, отметив, что книга эта произвела на него «огромное впечатление»; также он включил изречения Лао-цзы в свои сборники «Мысли мудрых людей на каждый день» и «Круг чтения».
Поделиться415.04.20 16:10
В истолковании философии Лао-цзы Л.Н. Толстой опирался на собственные интерпретации раннего даосизма. Основное внимание Толстой уделяет двум категориям: дао и увэй (недеяние). Первая категория используется почти всеми школами классической китайской философии, а не только даосами. Л.Н. Толстой, говоря о дао (у Толстого — «Тао»), имеет в виду как правило всю китайскую культуру. Когда Л.Н. Толстой специально изучает дао в учении Лао-цзы, он многократно интерпретирует эту категорию. Ниже мы воспроизводим некоторые из интерпретаций дао, предпринятые Л.Н. Толстым. Что же касается второй категории — увэй, то Л.Н. Толстой признает её специфической именно для даосизма (у Толстого — «таоизма»). Далее при цитировании мы сохраняем транслитерацию Л.Н. Толстого.
В числе других категорий, опираясь на которые Л.Н. Толстой осмысляет даосизм, следует упомянуть тянь («Небо»), дэ («добродетель» у Л.Н. Толстого) и шэнжэнь («святой человек» у Толстого).
Поделиться515.04.20 16:14
УЧЕНИЕ ЛАО-ТЗЕ
Основа учения Лao-Тзе одна и та же, как и основа всех великих, истинных религиозных учений. Она следующая: Человек сознает себя прежде всего телесной личностью, отделенной от всего остального и желающей блага только себе одному. Но, кроме того, что каждый человек считает себя Петром, Иваном, Марьей, Катериной, каждый человек сознает себя еще и бестелесным духом, таким же, какой живет во всяком существе и дает жизнь и благо всему миру. Так что человек может жить или той телесной, отделенной от мира личностью, которая хочет только себе блага, или тем бестелесным духом, который живет в нем и который желает блага всему миру. Человек может жить для тела или для духа. Живи человек для тела, — и жизнь горе, потому что тело страдает, болеет и умирает. Живи для духа, — и жизнь благо, потому что для духа нет ни страданий, ни болезней, ни смерти.
И потому для того, чтобы жизнь человека была не горем, а благом, человеку надо научиться жить не для тела, а для духа. Этому-то и учит Лао-Тзе. Он учит тому, как переходить от жизни тела к жизни духа. Учение свое он называет Путем, потому что всё учение указывает путь к этому переходу. От этого и всё учение Лао-Тзе называется книга Пути. Путь этот, по учению Лао-Тзе, состоит в том, чтобы не делать ничего или хоть как можно меньше делать то, чего хочет тело, с тем чтобы не заглушать того, чего хочет душа, так, чтобы не препятствовать деланием телесных дел возможности проявления в душе человека той силы неба (как называет бога Лао-Тзе), которая живет во всем.
Часто мысль эта, если только она переведена переводчиком верно, выражена как бы умышленно странно, но везде она, эта мысль, служит основой всего учения.
Мысль эта не только похожа, но совершенно та же, как и та, которая выражена в 1-м послании Иоанна и лежит в основе христианского учения. По учению Лao-Тзе, единственный путь, посредством которого человек соединяется с богом, есть Тао. Тао же достигается воздержанием от всего личного, телесного. То же и по учению, выраженному в 1-м послании Иоанна. По учению Иоанна, средство соединения человека с богом есть любовь. Любовь же, так же как и Тао, достигается воздержанием от всего телесного, личного. И как под словом Тао, по учению Лао-Тзе, разумеется и путь соединения с небом и самое небо, так и по учению Иоанна под словом любовь разумеется и любовь и самый бог («бог есть любовь»). Сущность и того и другого учения в том, что человек может сознавать себя и отделенным и нераздельным, и телесным и духовным, и временным и вечным, и животным и божественным. Для достижения сознания себя духовным и божественным, по Лао-Тзе, есть только один путь, который он определяет словом Тао, включающим в себе понятие высшей добродетели. Сознание это достигается свойством, которое знают все люди. Так что сущность учения Лао-Тзе есть та же, как и сущность учения христианского. Сущность и того и другого в проявлении, посредством воздержания от всего телесного, того духовного божественного начала, которое составляет основу жизни человека.
Источник: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/proza/mys … ao-tze.htm
Поделиться615.04.20 16:15
ИЗРЕЧЕНИЯ ЛАО-ТЗЕ
1
Есть существо непостижимое, которое существовало раньше неба и земли.
Безмолвное, сверхчувственное.
Оно одно остается и не изменяется.
Я не знаю его имени.
Чтобы обозначить его, я называю его Тао.
2
То, что может быть названо, не есть начало всего.
То, что без имени, то начало всего.
Понимать это начало может только тот, кто свободен от страстей.
3
Как только Тао стал проявляться в бытии, он получил имя.
4
Тао прикровенно, и ему нет имени.
Но Тао велико в воздействии и совершении.
5
Тао прибежище всех существ.
Сокровище добродетельного
И спасение злого.
Источник: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/proza/mys … ao-tze.htm
Поделиться715.04.20 16:15
59
Тот, кто способен руководить, не воинствен.
Тот, кто способен побеждать, не бывает злобен.
Тот, кто способен бороться, не спорит.
Тот, кто способен употреблять людей на пользу, подчиняется им.
Это значит уметь пользоваться силами людей.
В этом высшая мудрость. Это значит соединиться с Небом.
60
Если человек не боится того, что действительно страшно, то приходит самое страшное.
61
Пусть никто не считает свое жилище слишком тесным и жизнь свою слишком ограниченною.
62
Тот, кто не хлопочет о жизни, мудрее того, кто ценит жизнь.
63
Кто понимает, тот немного знает; кто много знает, тот не понимает.
64
Истинные слова неприятны; приятные слова не истинны.
Источник: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/proza/mys … ao-tze.htm
Поделиться813.08.20 03:03
Что мысли и работы Л.Н. Толстого, что заключения Лао-цзы - замечательное поле для интересных и полезных дискуссий. С идеями того и другого я познакомился лет двадцать назад, но более не вчитывался подробно, хотя бы с тех пор обстоятельства неоднократно возвращали меня к необходимости касаться умозаключений этих выдающихся и очень уважаемых мною людей. Так родились критические замечания, которые я и хотел бы представить по возможности в процессе дискуссии. Очень любопытно узнать, что ты и остальные участники думаете на этот счет - включая, безусловно, в первую очередь, обе, слегка затронутые тобой, концепции, неоднозначной соприкосновение которых я и рассмотрел ниже.
Основа учения Лao-Тзе одна и та же, как и основа всех великих, истинных религиозных учений.
Дао не религия, это ошибка. Дао - философия. Центральный принцип неисследим, поэтому никакого понятия "связи" здесь быть просто не может. Не с кем "связываться". Другое дело, что из него впоследствии попытались сделать, но это уже явление сугубо вторичное, произнесенное в учение извне.
Она следующая: Человек сознает себя прежде всего телесной личностью, отделенной от всего остального и желающей блага только себе одному. Но, кроме того, что каждый человек считает себя Петром, Иваном, Марьей, Катериной, каждый человек сознает себя еще и бестелесным духом, таким же, какой живет во всяком существе и дает жизнь и благо всему миру. Так что человек может жить или той телесной, отделенной от мира личностью, которая хочет только себе блага, или тем бестелесным духом, который живет в нем и который желает блага всему миру. Человек может жить для тела или для духа. Живи человек для тела, — и жизнь горе, потому что тело страдает, болеет и умирает. Живи для духа, — и жизнь благо, потому что для духа нет ни страданий, ни болезней, ни смерти.
Толстой умнейший человек, но при этом анализе поступает опрометчиво, пытаясь присвоить чуждым понятиям близкие ему аналогии. Об отдельном духе Дао не говорит. Оно сосредоточено на принципе естественности, пронизывающим природу. Уловив ритм этой естественности, человек перестает действовать по собственным размышлениям и расчетам, но доверяя ему, НЕдействуя сам, он, тем не менее, выполняет то, что ему должно, свойственно и нужно. Самопроизвольно и без всяких усилий. Внутренняя "ПУСТОТА" движет им. И здесь стирается западное понятие о теле и духе - это стазис в ничто, само бытие, исполненное самим собой. И ему нет четкой локализации - такие понятия к нему неприменимы.
Мне видится это основой основ самого глубокого проникновения в суть вещей и духовного. И отсюда же, на мой взгляд, начинается предощущение, а затем и осмысление самых важнейших принципов, помогающих человеку покинуть многие порочные логические круги, создаваемые нашим привычным пониманием.
Учение свое он называет Путем, потому что всё учение указывает путь к этому переходу. От этого и всё учение Лао-Тзе называется книга Пути. Путь этот, по учению Лао-Тзе, состоит в том, чтобы не делать ничего или хоть как можно меньше делать то, чего хочет тело, с тем чтобы не заглушать того, чего хочет душа, так, чтобы не препятствовать деланием телесных дел возможности проявления в душе человека той силы неба (как называет бога Лао-Тзе), которая живет во всем.
На самом деле любовь с точки зрения Дао, это тотально иное, нежели привычно сознанию европейца. Я не буду говорить - в христианстве, поскольку здесь много неоднозначных нюансов. Между тем, забота и деятельный альтруизм вполне ее характеризуют, чтобы понять, что я имею в виду. Так вот, если для нас любовь - это результат осмысленного психического труда, в Дао - это результат все того же НЕдеяния, произошедший, согласно течению естественной природной закономерности. Бог? Этому понятию для Дао более всего соответствует значение слова "Принцип", но это совсем не одно и тоже. Бог - это главный деятель, тогда как Дао - универсум. Изначальная матрица всего. И по отношению к бытию она бездеятельна. То есть она почва, из которой происходит мыслимый нами мир и не соответствует ему по фундаментальным характеристикам, как почва не качается под порывами ветра.
Мысль эта не только похожа, но совершенно та же, как и та, которая выражена в 1-м послании Иоанна и лежит в основе христианского учения. По учению Лao-Тзе, единственный путь, посредством которого человек соединяется с богом, есть Тао. Тао же достигается воздержанием от всего личного, телесного.
Дао стремится к мировой гармонии и никогда не отвергало материально-телесное. Это нарушило бы гармонию и сделало бы сопричастность ему для человека невозможным.
То же и по учению, выраженному в 1-м послании Иоанна. По учению Иоанна, средство соединения человека с богом есть любовь. Любовь же, так же как и Тао, достигается воздержанием от всего телесного, личного.
Такая интерпретация выражает любовь как нечто искусственное, сугубо локальное. Как в сказке "Морозко", где этот вопрос раскрыт точно, доступно, красиво и образно:"Люди! Какое вам доброе дело сделать?!". В Дао любовь опосредованна, естественна и ненавязчива. Живи в гармонии с Дао, и получишь все, что тебе необходимо. В том числе и любовь.
И как под словом Тао, по учению Лао-Тзе, разумеется и путь соединения с небом и самое небо
"Небо" в Дао - всего-навсего символ.
так и по учению Иоанна под словом любовь разумеется и любовь и самый бог («бог есть любовь»).
Вот и именно. Только не "так и...".
Сущность и того и другого учения в том, что человек может сознавать себя и отделенным и нераздельным, и телесным и духовным, и временным и вечным, и животным и божественным.
Если есть какое-то "и", Дао недостижимо.
Для достижения сознания себя духовным и божественным, по Лао-Тзе, есть только один путь, который он определяет словом Тао, включающим в себе понятие высшей добродетели. Сознание это достигается свойством, которое знают все люди. Так что сущность учения Лао-Тзе есть та же, как и сущность учения христианского. Сущность и того и другого в проявлении, посредством воздержания от всего телесного, того духовного божественного начала, которое составляет основу жизни человека.
Странно видеть здесь слово "добродетель", учитывая общий контекст НЕдеяния Дао.
Поделиться913.08.20 03:10
Приношу извинения читающим
Словесные нестыковки и ошибки в падежах - издержки работы клавиатуры. Ввиду того, что правка у меня не работает, исправить опубликованное уже не могу.
Поделиться1013.08.20 09:44
Я бы добавил, что недеяние является ключевой категорией и следует её чётко определить. Этго не сделали даосы, но это есть в Бхагавадгите. Отсутствие стремления к результату действий, чистота уму от страстей.
У даосизма имхо есть серьёзный недостаток. Описывая полунамёками конечное состояние, он ничего не говорит о путях его достижения. Однако для 5 в до нэ это прорыв.
Что касается предложений Толстого, то я их не читал и ничего сказать не могу.
Поделиться1113.08.20 21:25
Дао не религия, это ошибка. Дао - философия.
Даосизм = религия. Изначально не был таковой, можно так думать, но со временем институционализировался.
Поделиться1213.08.20 21:30
Центральный принцип неисследим, поэтому никакого понятия "связи" здесь быть просто не может. Не с кем "связываться".
Дао Пуха и Дэ Пятачка есть книги)) Там в доступной форме автор хочет донести, что эта "связь" естественна, а не искусственно созданная, как догмы религиозные.
недеяние является ключевой категорией и следует её чётко определить. Этго не сделали даосы, но это есть в Бхагавадгите. Отсутствие стремления к результату действий, чистота уму от страстей.
У даосизма имхо есть серьёзный недостаток.
Это недеяние подобно воде. Река течет и когда натыкается на камень просто обтекает его и всё, не пытается бороться с камнем, но в конечном итоге достигает река моря. Вот это и есть принцип недеяния, он не означает ничего не делать.
Поделиться1314.08.20 04:29
Даосизм = религия. Изначально не был таковой, можно так думать, но со временем институционализировался.
Я исхожу из самого значения слова "религия", которое можно выразить как "взаимосвязь". Ну, разумно, согласись, весь контекст ритуалистики и символики сосредоточить вокруг персонифицированного (-ных) центров - ее высшей (высших) точек. В Дао не с чем связываться, да и самого стремления к чему-то во вне, как такового, нет. Обретения себя самого - это более осознанность, чем путь, в его мистическом смысле.
Словом, здесь такая же история, как и с Буддизмом: первоначальное прозрение обросло ритуалистикой, а затем и сопутствуюшим пантеоном. Но все эти наслоения не имеют отношения к сути ни того, ни другого.
Поделиться1414.08.20 04:55
Дао Пуха и Дэ Пятачка есть книги)) Там в доступной форме автор хочет донести, что эта "связь" естественна, а не искусственно созданная, как догмы религиозные.
Дао, как и любая философия, без практики просто болтовня ни о чем. О религиях можно долго дискутировать и так и не прийти к очевидному решению по нюансам понимания того, или иного аспекта, а вот с подобными учениями такой фокус не прокатывает. Если человек опирается на эти принципы в своей жизни - он их закономерно раскрывает и осмысливает. Трудно спорить друг с другом о том, что, образно выражаясь, яблоко всегда падает вниз. В крайнем случае будет понятно, что человека просто тянет "на поболтать". А в религиях это яблоко может самостоятельно перемещаться туда, куда захочется оратору. И в этом - да, их существенный недостаток как в дискуссионном, так и практическом плане.
... принцип недеяния, он не означает ничего не делать.
Дао много раз пытались приравнять то к Буддизму, то к Индуистским представлениям - напрасно. При подробном изучении отмечаются хорошо заметные отличия: НЕдеяние, это не Затухание (Нирвана), а, напротив, вечное Дао - то есть движение. Но такое движение, на которое не тратится сил. Флегматичная Бездеятельность БГ, к которой лично отношусь крайне отрицательно, в Дао заменена Чистым Стремлением, отделенным от пагубной человеческой надменности, где "я" - это закон.