Сейчас читаю его первую апологию, сразу нашёл множество любопытных моментов. Сам Иустин жил примерно в первой половине сотых годов. Это первый христианский автор, работы которого не считались священными и поэтому их не имело смысла подделывать и переписывать с новыми редакциями.
Первое, что бросается в глаза, это то, как он всех разом, кроме БогаОтца, записал в демоны. По его теории получается, все ангелы это тоже демоны, которые лгут, называя себя добрыми. Все боги древности, это такие обманщики, вошедшие в контакт с людьми, назвав себя благими.
Далее он переходит к Маркиону, который был его современником, и первый представил публике послания Павла. Традиционно Маркион считается еретиком, поскольку представил послания Павла антииудейской направленности. Но Иустин обвиняет его совсем в другом. В том, что по Маркиону есть Бог, более высокий, чем Бог Творец. Проще говоря, у Маркиона есть теория князя мира сего, ялдаваофа, принятая гностиками. Иустин, очевидно, придерживается теории, что никакого промежуточного злого князя не существует. Ведь на момент появления его апологий послания Павла ещё не в каноне, как и евангелие Иоанна.
Впрочем, у Иустина есть множество могущественных демонов, которые в нашем мире действуют не хуже князя мира сего, управляя умами людей.
Так же Иустин прямо и однозначно заявляет, что христиане не согласны с Платоном в том, что душа через тысячу лет после смерти снова рождается на земле. Он говорит, что христиане его общины верят в вечное воздаяние. Отвергает он и перерождение в теле животного, обосновывая это тем, что такое рождения не перевоспитает душу, забывшую о причинах этого наказания. Такое рассуждение довольно наивно. Душа попадает в животное не в наказание, а согласно своим животным устремлениям, чтобы их реализовать.
- Подпись автора
Ваша ее оценка - это оценка живущим в двухмерном мире тараканом реальности парящего в пространстве сокола. Для таракана вертикаль - абстракция, а для сокола - реальность. Вы завидуете крепости и чистоте моей веры
Лука