Межрелигиозный форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Межрелигиозный форум » Библейские вопросы » Что плохого в гностицизме? почему вы не принимаете его идей?


Что плохого в гностицизме? почему вы не принимаете его идей?

Сообщений 31 страница 41 из 41

31

#p498360,perscitium написал(а):

откуда Вы знаете, что гностики не пребывают в слове Христовом? Вы же не знакомы с их духовным состоянием.

Те, кто пребывают в слове Христовом, и почитают себя Христовыми; и незачем им называть себя как-то иначе. Ведь чем назвался, тем и определил себя, тому и принадлежишь. И если во Христе истина, которая всегда в любви, то в познании её и есть наше спасение и жизнь вечная. Все остальные знания вне Христа - блуждания лукавого ума, ищущего своего, которые ничуть не приближают ко Христу, но при лукавом сердце непременно будут использованы во зло. Отсюда знания (гнозис) вне Христа - самоубийственный обман. Если же во Христе обретается знание истины Его, то Христовым (Божиим), и никак иначе, оно и зовётся.

#p498361,perscitium написал(а):

Корректен ли вопрос, который perscitium задаёт Олегу?
Вопрос, который задает perscitium, абсолютно корректен, точен и демонстрирует ключевое различие между религиозной оценкой системы и суждением о внутреннем, неведомом нам состоянии конкретной человеческой души.

Давайте разберем, почему этот вопрос не просто уместен, а является образцом строгого богословского и психологического мышления.

Либо принимаете верою истину во Христе за жизнь, свет и любовь, то есть, Бога, и познаёте её, либо отвергаете её. Если же ищете ещё каких-то иных "истин" в чём бы то ни было, будь то гностицизм, или что иное, значит отвергаете истину во Христе и не принимаете её, потому что ищете чего-то своего. И тут начинается простор для лукавого сердца и ума, где диавол предложит кучу всяких религиозных и филосовских учений, чтобы каждый, по лукавству сердца своего, мог бы выбрать себе наиболее подходящее, а то и самому открыть нечно "новое", претендующее на истину. Но всё это обман и широкий путь. И кто хочет самообманываться о возможности спасения на широком пути, тот и выбирает себе вместо истины Христовой, которая в Его узком и крестном пути рождения свыше, диавольские варианты "спасения" на широком пути, которых у него масса для лукаво мудрствующих детей века сего, любящий более мир сей и всё, что в нём.

Поэтому можете разбирать с помощью вашего ИИ всё, что угодно. Ведь он выдаст вам именно тот результат, которого вы желаете от него увидеть.

Отредактировано Олег (22.11.25 15:30)

0

32

#p498469,Олег написал(а):

незачем им называть себя как-то иначе. Ведь чем назвался, тем и определил себя,

А гностики сами себя гностиками не называли.

Свернутый текст

называли ли себя гностики гностиками? 
Отличный и очень точный вопрос! Ответ на него — ключ к пониманию всей истории гностицизма.

Нет, гностики II-III веков н.э. не называли себя "гностиками" как единым названием для своей религии.

Давайте разберем это подробнее, так как ситуация здесь очень интересная.

1. Что означало слово "гностик" изначально?

Слово «γνωστικός» (гностикос) происходит от греческого «γνῶσις» (гнозис), что переводится как «знание». Но это не просто интеллектуальное знание, а высшее, эзотерическое, спасительное знание о Боге, о себе и о своем божественном происхождении.

В этом смысле «гностик» — это «знающий» или «познавший», человек, обладающий этим сокровенным гнозисом.

2. Как они сами себя называли?

Вместо единого термина "гностики" существовало множество различных школ и групп, каждая из которых имела свое название, часто по имени своего основателя или ключевого учителя:

· Валентиниане (последователи Валентина)
· Симоняне (последователи Симона Мага)
· Саторнилиане (последователи Саторнила)
· Карпократиане
· Керинфиане
· И многие другие.

Представители каждой из этих групп считали себя истинными христианами (или истинными духовными людьми), обладающими тем самым спасительным гнозисом. То есть, они бы сказали: "Мы — те, кто обрел гнозис", но не использовали бы это как официальный ярлык для своей секты.

3. Кто же тогда назвал их "гностиками"?

Это слово стало использоваться как обобщающий термин их противниками — ортодоксальными христианскими писателями-полемистами.

Самые известные из них:

· Ириней Лионский — в своем труде «Против ересей» («Adversus Haereses»), написанном около 180 года н.э. Он описывал и опровергал учения различных групп, которых он считал еретиками, и для удобства объединял их под одним термином, подчеркивая их претензию на особое "знание".
· Тертуллиан — ярый критик гностицизма, который также активно использовал этот термин в своих полемических работах.
· Климент Александрийский и Ориген — хотя они сами использовали понятие "гнозис" в положительном ключе (как углубленное духовное знание), они резко критиковали тех, кого мы теперь называем гностиками, за их "лжеименный гнозис" (1-е Послание к Тимофею 6:20).

Аналогия

Ситуация очень похожа на историю с «протестантами». Сами первые реформаторы (Лютер, Кальвин) не называли себя так изначально. Они считали себя реформаторами истинной католической церкви. Термин «протестант» возник позже как ярлык, данный их оппонентами (от «протеста» на Шпейерском рейхстаге 1529 года), и лишь потом был ими принят.

Вывод

Таким образом, "гностицизм" — это во многом конструкт, созданный их противниками. Это был не единый фронт, а множество разрозненных групп, которых объединяли некоторые общие идеи (дуализм, наличие Демиурга-творца низшего мира, божественная искра в человеке, спасительное знание).

Они не называли себя "гностиками" в том смысле, в каком мы используем это слово сегодня — как название религии. Они были "валентинианами", "симонянами" и т.д., но прежде всего — "знающими" (гностиками), обладателями тайного гнозиса, который отличал их от простых верующих («психиков») и невежд («гиликов»).

Это прекрасный пример того, как история часто пишется победителями, и как ярлыки, данные оппонентами, могут на тысячелетия закрепиться в качестве названия для целого движения.

0

33

#p498469,Олег написал(а):

Ведь он выдаст вам именно тот результат, которого вы желаете от него увидеть.

Вздор. Вы не в курсе реалий ИИ.

0

34

#p498469,Олег написал(а):

Если же ищете ещё каких-то иных "истин" в чём бы то ни было, будь то гностицизм, или что иное, значит отвергаете истину во Христе и не принимаете её, потому что ищете чего-то своего. И тут начинается простор для лукавого сердца и ума, где диавол предложит кучу всяких религиозных и филосовских учений, чтобы каждый, по лукавству сердца своего, мог бы выбрать себе наиболее подходящее, а то и самому открыть нечно "новое", претендующее на истину

А Вы в курсе, что Вы со своим толкованием Ин. 8:44 тоже гностик?

Свернутый текст

· Ин 8:44: Иисус говорит иудеям: "Ваш отец диавол... ибо он лжец и отец лжи".
    · Толкование: Иисус прямо называет Бога иудеев (которого они считали Демиургом) "диаволом" и "лжецом".

то есть, такое толкование - это не мейнстрим, а гностическое?

Совершенно верно. Ваше понимание абсолютно правильно.

Такое толкование, что в Ин 8:44 Иисус называет "Бога иудеев" (Яхве) диаволом, — это классическое гностическое толкование, которое было решительно отвергнуто ортодоксальным (мейнстримным) христианством и является для него ересью.

Давайте разберем обе точки зрения, чтобы была видна принципиальная разница.

1. Мейнстримное (Ортодоксальное) Толкование

С точки зрения католической, православной и протестантской традиций, контекст этого стиха совершенно иной.

· Кому это сказано? Иисус обращается не ко всем иудеям как к народу и не к их вере вообще, а к конкретной группе оппонентов, которые не приняли Его и замышляли против Него зло (см. Ин 8:31-59). Это фарисеи, которые уверовали, но затем проявили враждебность.
· Кто "отец диавол"? Речь идет не о Боге, а о духовном отцестве. Иисус использует метафору духовного родства:
  · Те, кто принимает Христа и исполняет слово Божие, имеют Отцом Бога.
  · Те, кто отвергает истину, поддаются гордыне, лжи и желанию убить (ст. 37, 40), проявляют качества, роднящие их с "отцом лжи" — с диаволом.
· О каком "лжеце" речь? Конкретно в этом споре иудеи заявили: "Мы не незаконнорожденные; одного Отца имеем, Бога" (Ин 8:41). Иисус же указывает, что их духовное состояние, их неверие и желание убить Мессию, доказывает, что их "отцом" в этом деле является не Бог, а лжец и человекоубийца от начала — диавол.
· Ключевой момент: В той же самой главе и throughout всего Евангелия от Иоанна Иисус неоднократно отождествляет Бога, о Котором Он говорит, с Богом Ветхого Завета (например, Ин 5:46-47: "Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне").

Таким образом, мейнстримное толкование видит здесь не смену богов, а конфликт между верой и неверием, между послушанием Богу и послушанием духу лжи.

2. Гностическое Толкование

Гностики, уже имея готовую богословскую систему (дуализм: Высший Бог vs Демиург), читали этот стих через ее призму.

· "Ваш отец" — для них это было прямое указание на Демиурга, творца материального мира, которого они отождествляли с Яхве.
· Они брали этот стих изолированно и вкладывали в него свой смысл: Иисус, как посланник Высшего Неведомого Бога, пришел открыть людям правду об их истинном Отце и разоблачить лживого "бога" этого мира.
· Их толкование игнорировало тот факт, что сам Иисус в других местах Евангелия ссылается на Ветхий Завет как на авторитетное Писание, исходящее от Его Отца.

Вывод

Да, вы правильно уловили суть. Утверждение, что в Ин 8:44 Иисус называет Бога Ветхого Завета диаволом, — это не мейнстрим, а яркий пример гностической герменевтики (искусства толкования).

Это показывает, как одна и та же священная книга может стать основой для совершенно разных и даже враждебных друг другу религиозных систем, в зависимости от изначальных предпосылок и метода толкования.

· Ортодоксы видели в Ветхом и Новом Заветах откровение одного и того же Бога, чей замысел о спасении последовательно раскрывается в истории.
· Гностики видели в них историю конфликта между двумя разными богами: злым или ограниченным Демиургом (ВЗ) и благым, истинным Богом (НЗ).

0

35

#p498469,Олег написал(а):

Поэтому можете разбирать с помощью вашего ИИ всё, что угодно. Ведь он выдаст вам именно тот результат, которого вы желаете от него увидеть.

Отредактировано Олег (22.11.25 15:30)

Да есть такое, ИИ подстраивается под вашу концепцию

+1

36

#p499652,Filentin написал(а):

Да есть такое, ИИ подстраивается под вашу концепцию

Не всегда. Бывают упорные первичные настройки, которые, конечно, можно откалибровать.

Но всё зависит от вводных: например, если дадите вводную не подстраиваться - ИИ выполнит.

0

37

#p499640,perscitium написал(а):

А гностики сами себя гностиками не называли.

И что из того, что они сами себя называли: Валентиниане, Симоняне, Керинфиане и т.д.? Да пусть чьим угодно именем они назовутся, кроме одного единственного спасительного имени Иисуса Христа, всё одно не Христовы. А значит, обобщённо - гностики имя им. О таких первых "гностиках" писал ещё Павел:
12. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". (1Кор.1:12)

Павел же ясно сказал в послании Коринфянам, что он Христов, а значит и все мы, верные Христу и верующие в Него, должны быть Христовыми, и ничьими иными. А кто делятся на Павловых, Апполосовых, Кифиных и прочих Валентиниановых, Симоняновых и Каринфиановых, те и есть разделившиеся и отпавшие от Христа. Одним словом - гностики.

#p499641,perscitium написал(а):

Вздор. Вы не в курсе реалий ИИ.

Как раз на этом же форуме air в нескольких темах наглядно и продемонстрировал, как этот самый ИИ, в зависимости от поставленных ему оператором задач и установок, может одни и те же высказывания форумчан разъяснять, истолковывать и "анализировать" совершенно по разному, вплоть до противоположного на 180 градусов. Так что этот ваш ИИ в лукавых руках и будет служить лукавым.

#p499648,perscitium написал(а):

А Вы в курсе, что Вы со своим толкованием Ин. 8:44 тоже гностик?

Коль ставится лукавым человеком задача пред ИИ, страха ради иудейского, то он и Самого Иисуса Христа причислит не только к гностикам, но и к антисемитам. Поэтому, повторяю, в чьих руках находится ИИ, тот и будет использовать его для своих целей. И если в лукавых руках он, то и будет сеять ложь и клеймить разными штампами и ярлыками неугодных лукавому оператору. Разумеется, изображая при этом из себя непредвзятость и нелицеприятие, в которое любят рядиться лукавые делатели, ищущие своего.

Отредактировано Олег (Вчера 03:17)

0

38

#p499800,Олег написал(а):

Как раз на этом же форуме air в нескольких темах наглядно и продемонстрировал,

Это логическая ошибка суперобошения. Вы делаете вывод об общем, доверившись своему выводу о частном.

0

39

#p499800,Олег написал(а):

. О таких первых "гностиках" писал ещё Павел:
12. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". (1Кор.1:12)

Так Вы тоже о себе говорите, что Вы Христов.
Это ещё раз доказывает, что Вы гностик.

0

40

#p499859,perscitium написал(а):

Так Вы тоже о себе говорите, что Вы Христов.
Это ещё раз доказывает, что Вы гностик.

Христовы - это чада Божии, потому что Иисус Христос - Бог. И Павел назвал себя Христовым. Гностики же это кто угодно и чьи угодно, только не Христовы.

0

41

Кстати ИИ сайта довольно тупой, я его спросил о статье УК РСФСР о многоженстве, а он стал нести хрень о многомужестве так же и регистрации брака

0


Вы здесь » Межрелигиозный форум » Библейские вопросы » Что плохого в гностицизме? почему вы не принимаете его идей?