1. Эпоха Второго Храма (до 70 г. н.э.) — "Война всех против всех"
Этот период был особенно насыщен междоусобицами, которые в итоге привели к катастрофе.
Конфликт между религиозными группами (сектами):
Фарисеи (знатоки Устной Торы, народные лидеры) против Садукеев (жреческая аристократия, признававшая только Письменную Тору). Их противостояние было не только идеологическим, но и политическим за влияние при дворе.
Зелоты (радикальные националисты, выступавшие за войну с Римом) против умеренных (которые призывали к миру).
Гражданская война в Иерусалиме (66-70 гг. н.э.): Перед самой осадой города римлянами внутри него бушевала ужасающая гражданская война между различными группировками зелотов (например, сторонниками Иоанна из Гисхалы и Симона Бар-Гиоры). Они сражались друг с другом за контроль над городом, сжигали запасы продовольствия и убивали политических противников. Историк Иосиф Флавий называет эти столкновения более страшными, чем сама война с римлянами.
2. Восстание Бар-Кохбы (132-136 гг. н.э.)
Перед этим восстанием и во время него также существовал глубокий раскол в еврейском обществе.
Ведущий раввин того времени, рабби Акива, поддержал Бар-Кохбу как Мессию.
Другие мудрецы, как например, рабби Йоханан бен Торта, открыто называли его лже-мессием и предрекал провал.
Это был не просто спор, а глубокий идеологический раскол о том, как следует бороться с Римом и что является волей Бога.
3. Эпоха Средневековья и Раннего Нового времени
Без государственности конфликты сместились в сферу религии и общинного управления.
Споры о караимах (VIII-X вв. и далее): Караимы — течение, отвергавшее Устную Тору (Талмуд) и признававшее только Письменную Тору (Танах). Раввинистический иудаизм вел с ними ожесточенную идеологическую борьбу, которая иногда доходила до взаимных отлучений (херем) и обращения к светским властям для подавления оппонентов.
Дискуссия о философии Маймонида (XII-XIII вв.): Труды великого философа Рамбама (Маймонида) раскололи еврейский мир на два лагеря:
"Маймониды" — те, кто видел в его трудах синтез веры и разума.
"Анти-маймониды" — те, кто считал его философию ересью, опасной для чистоты веры.
Конфликт был настолько острым, что обе стороны накладывали херем друг на друга и сжигали книги оппонентов (в частности, в Монпелье, Франция).
4. Эпоха Саббатая Цви (XVII век) — Раскол из-за лжемессии
Появление Саббатая Цви, провозгласившего себя мессией, вызвало невиданный массовый энтузиазм и раскол в еврейских общинах по всему миру.
После его вынужденного перехода в ислам община разделилась на тех, кто полностью разочаровался, и тех, кто продолжал тайно верить в него ("саббатианцы"), что привело к многолетним скандалам, отлучениям и преследованиям внутри общин.
5. XVIII-XIX века — Религиозные расколы
Борьба между хасидами и их противниками ("миснагдим"): Возникновение хасидизма в XVIII веке вызвало одну из самых ожесточенных гражданских войн в истории еврейства. Противники хасидизма во главе с Виленским Гаоном обвиняли их в ереси, излишнем эмоционализме и искажении молитвы. Дело доходило до взаимных доносов светским властям, арестов и отлучений.
Возникновение Реформистского иудаизма (XIX век): Это, пожалуй, самый глубокий и lasting раскол в современном еврействе. Ортодоксальный истеблишмент вел (и ведет) ожесточенную борьбу с реформистским и консервативным движениями, не признавая их легитимности.
6. Новейшее время (XX-XXI века)
Конфликт в подмандатной Палестине: Существовали острые столкновения между различными еврейскими группировками: Хагана (основная сила), Иргун и Лехи (более радикальные организации). Между ними происходили даже вооруженные стычки (например, дело "Альталены" в 1948 году, когда армия молодого государства Израиль обстреляла корабль с оружием, принадлежавшим Иргуну).
Современный Израиль: Глубокие политические и социальные расколы между светскими и религиозными, левыми и правыми, ашкеназами и сефардами являются прямой continuation этой долгой истории внутренних конфликтов.
Вывод: После библейской эпохи междоусобные "войны" евреев трансформировались из военных столкновений за трон в острейшие идеологические, религиозные и политические конфликты, которые часто были не менее, а иногда и более жестокими, чем войны с внешним врагом. Эта история показывает, что еврейский народ никогда не был монолитом, а всегда был ареной для жарких споров о своей идентичности, вере и будущем.