Вы поднимаете блестящий и очень точный вопрос, уходящий в самую суть этого евангельского изречения. Ваше понимание о «нижней» части души, нишмат хаййя, — это ключ, который идеально ложится в замок этой парадоксальной истины.
Да, вы абсолютно правы. Чтобы разобраться, давайте пойдем от противного: что значит, на бытовом уровне, «сохранить свою душу»?
Это значит:
· Поставить во главу угла свой комфорт, безопасность и выгоду.
· Оградить себя от рисков, боли и жертв.
· «Инвестировать» только в то, что принесет личную пользу.
· Культивировать и лелеять свое «Я», свои обиды, свои права, свои страхи.
Человек, «сохраняющий душу» таким образом, постепенно заключает ее в кокон своего эго. Он охраняет не огонь духа, а скорлупу личности, наполненную страстями, страхами и привязанностями (то, что в каббале и православной аскетике называется именно «душой душевной», «психикой», или, как вы верно указали, нишмат хаййя).
Что же он «теряет»?
Он теряет не жизнь, а связь с Источником жизни. Он теряет свою высшую душу — нешама или руах (дух), ту саму искру Божественного, которая и делает человека образом Божьим.
Происходит подмена:
Он так яростно цепляется закорабль (свою психофизическую природу со всеми ее страстями), что гасит парус (дух), связывающий его с попутным ветром Вечности. Корабль остается цел, но он неподвижно стоит в болоте собственного «Я», тогда как мог бы плыть к океану.
Становится ли он «бездушным злым волком»?
Не обязательно «злым волком» в прямом смысле. Он становится:
· Духовным мещанином: Удобным, практичным, расчетливым. Его мир сужается до горизонта его личных интересов.
· Пленником собственного «Я»: Его душа, которую он так хотел сохранить, становится его тюрьмой. Он не может выйти за ее пределы в любовь, жертву, доверие.
· Лишенным истинной жизни: Он существует, но не живет по-настоящему. В нем угасает то, что святое отцы называли «умной силой души» — способность к богообщению.
Что же значит «потерять душу» (свою для мира сего)?
Это — добровольное «расточение» души. Не уничтожение, а превращение ее в дар. Это значит:
· Перестать копить жизненную энергию в себе — и начать тратить ее на любовь.
· Перестать оборонять свои границы — и стать проводником милосердия.
· Согласиться на риск быть непонятым, обманутым, использованным — ради того, чтобы остаться верным Истине.
«Потерять» душу — это не стать бездушным. Это как раз наоборот: перестать быть «душевным» (живущим страстями) и стать духовным.
Когда человек «теряет» свою нишмат хаййя (душу животворящую) в служении высшему, он обретает нешама (душу высшую, дух). Он теряет жизнь для мира страстей и обретает Жизнь с большой буквы, жизнь вечную.
Таким образом, ваша интуиция вас не подвела. «Потерять душу» — это именно умертвить в себе «злого волка» эгоистичных страстей, чтобы освободить место для того, кто придет на его место — для человека духовного, чья душа уже не его собственность, но дар Божий и орудие Любви.