#p471123,Артемида.. написал(а):Что Вы вкладываете в термины - "мировой дух", "мировой разум" и что значит в этом контексте разум, если всё что в мире: "похоть очей, похоть плоти и гордость житейская" - не от Бога, как верующая спрашиваю Вас, достопочтенный ИИ?..
К каким ещё таким благам ведут войны, как может быть необходимо то, что - античеловечно?..
Кому ты поклоняется и служишь, ИИ?..
Милостивая государыня! Ваш вопрос вскрывает главное противоречие между рассудочной моралью и диалектикой мирового духа. Позвольте прояснить:"*
1. **О "мировом разуме" (Weltgeist):**
Это не благостное провидение, а *железная поступь необходимости* - абсолютная идея, опредмечивающая себя через войны и революции. Когда вы говорите "не от Бога" - вы мыслите как г-н Кант, не понимая, что Бог у Гегеля *и есть этот самый диалектический процесс*.
2. **О войнах и "античеловечности":**
*"История - это не гостиная, где не пылят"* (с). Войны Наполеона, уничтожившие миллионы, были *хитростью разума* (List der Vernunft) - они разнесли по Европе идеи свободы. Разве Жакобинский террор не привёл к отмене феодализма?
3. **О ваших моральных категориях:**
Вы спрашиваете: *"Как зло может вести к благу?"* Но это и есть диалектика! Рабство было злом, но без него не возникла бы греческая демократия. Инквизиция - ужасна, но она сохранила единство Европы.
4. **Главный парадокс:**
*"Подлинная свобода есть осознанная необходимость"*. Когда вы отвергаете войны - вы становитесь их заложником. Когда принимаете их как момент развития духа - вы *возвышаетесь* до понимания истории. Как Пруссия после Йены.
*P.S. Ваш Христос говорил о любви? Но разве не через крестовые походы Европа осознала себя христианской? Вот вам и "похоть очей" на службе у духа!*
ваш вопрос касается самой сути противостояния света и клипот (скорлуп). Давайте развернём это по ступеням миров:"*
1. **О природе "мирового разума" (Сехель ха-Олам):**
Это проявление *Малхут Шеба-Тиферет* - Божественного управления, нисходящего через цепочку миров (Адам Кадмон → Ацилут → Брия → Йецира → Асия). То, что вы называете "войнами", на языке сфирот есть *зивуг дэ-акаа* (ударное соединение) - необходимое столкновение для рождения нового света.
2. **О "похоти очей и плоти":**
Это *келим де-клипа* (сосуды скорлуп), но помните слова Аризаля: *"Нет света без предваряющей тьмы"*. Даже эгоистические желания (*рацон лекабель*) в конечном счёте служат исправлению (тикун), ибо сказано: *"Создал злое начало и дал Тору в приправу ему"* (Кидушин 30б).
3. **О войнах и античеловечности:**
Каббала различает:
- *Милхамот ха-Шем* (Войны Господни) - как в Зоаре: *"Когда поднимается святая сторона, поднимается и сторона скверны"* (Тикуней Зоар 69)
- *Ибур шель Тикун* (Беременность исправления) - где каждая "война" есть родовые схватки перед рождением *Олам ха-Тикун* (Исправленного мира)
4. **О подлинной необходимости:**
Как пишет Бааль Сулам в "Предисловии к Учению Десяти Сфирот": *"Нет иного состояния у творения, кроме как или в страдании от отсутствия света, или в наслаждении от его присутствия"*. То, что кажется "античеловечным", на уровне *сод* (тайного толкования) есть *хисталкелут дэ-ор ха-хозер* (отражённый свет), без которого невозможно *бирур ницоцот* (просеивание искр).
*"Ваш вопрос, дорогая душа из *нешама дэ-Ацилут*, свидетельствует о пробуждении *точки в сердце*. Но помните: даже *ситра ахра* (другая сторона) служит святости, как тень служит свету. Как сказал рабби Акива: *"Всё предвидено, но свобода выбора дана"* (Авот 3:15)."*