Отличный и очень глубокий вопрос. Позиция Русской Православной Церкви (РПЦ) по отношению к словам Христа «не противься злому» (Мф. 5:39) не является буквалистской и рассматривает эту заповедь в контексте всего Священного Писания и церковного предания.
Ключевой принцип толкования — иерархия ценностей и духовный смысл. Церковь не призывает к пассивности перед злом, что привело бы к его торжеству, а раскрывает глубокую духовную стратегию по его преодолению.
Давайте разберем это подробно.
1. Буквальный стих и его контекст
Слова «не противься злому» являются частью Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея, глава 5):
«Вы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб". А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду...» (Мф. 5:38-42)
Христос здесь противопоставляет ветхозаветный принцип личного возмездия («око за око») — новозаветному принципу личного терпения и прощения.
2. Основные принципы толкования в РПЦ
а) Это заповедь о личном самоотречении, а не о социальной пассивности
Церковь учит, что эти слова обращены в первую очередь к личной духовной жизни христианина. Речь идет о том, как реагировать на личные обиды и оскорбления, направленные против тебя самого.
· Цель: сломить в себе инстинктивную реакцию гнева, мести и эгоизма. Победа над злом начинается с победы над злом внутри себя.
· Что это значит на практике: Когда тебя лично оскорбляют, унижают или причиняют тебе ущерб, христианин призван проявить терпение, не отвечать тем же злом, а побеждать зло добром (ср. Рим. 12:21). Это — путь духовных богатырей, требующий огромной силы духа.
б) Различие между личным злом и злом как угрозой для ближнего
Православное богословие проводит четкую грань:
· Терпеть личное оскорбление — это добродетель.
· Попустительствовать злу, от которого страдают другие — это грех бездействия и малодушия.
Примеры из церковной традиции:
· Воинская служба. Церковь всегда благословляла воинов, защищающих свою Родину, веру и ближних от агрессора. Многие святые были воинами (например, св. Георгий Победоносец, св. Александр Невский, св. Феодор Ушаков). Их служение — это не противление личному злу, а защита других от зла.
· Суд и государственная власть. Апостол Павел в Послании к Римлянам (13:1-4) прямо говорит, что власть «не напрасно носит меч», она «Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Таким образом, судья, наказывающий преступника, или полицейский, останавливающий насилие, не нарушают эту заповедь, а исполняют свой долг по пресечению зла в обществе.
в) Активное противление злу через добро
Заповедь «не противься злому» — это не призыв к бездействию, а призыв к иному, более эффективному виду противления. Христос показывает, что ответное насилие часто лишь умножает зло (цепная реакция мести). Истинное противление — это:
· Прощение обидчика, которое разрывает порочный круг насилия.
· Созидание добра там, где действует зло.
· Духовная борьба — молитва за обидчиков.
Святые отцы (например, Иоанн Златоуст) говорят, что, «подставляя другую щеку», ты не позволяешь злу овладеть твоей душой, ты обезоруживаешь обидчика своим неожиданным ответом, заставляя его задуматься.
3. Официальная позиция РПЦ
В официальных документах, например, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», этот вопрос затрагивается в разделе о войне и насилии. В документе подчеркивается:
· Заповедь «не противься злому» является выражением высочайшего закона любви и предназначена для личного совершенствования.
· Церковь признает, что в падшем мире иногда долг любви к ближнему требует воспрепятствовать злодею в причинении вреда другим людям. В таком случае применение силы рассматривается как меньшее зло по сравнению с допущением гибели невинных.
· Поэтому Церковь не запрещает христианам участвовать в защите Отечества, в правоохранительной деятельности, если это служит защите добра и порядка.
Краткий итог
Позиция РПЦ по отношению к словам «не противься злому» может быть сведена к следующим тезисам:
1. Это не заповедь о трусости или попустительстве. Напротив, это заповедь о высочайшей духовной силе.
2. Она касается личных обид. Христианин призван не мстить за себя, побеждая зло в собственном сердце через прощение.
3. Она не отменяет долга защиты ближних. Использование силы для защиты других от насилия является исполнением долга любви и милосердия к жертве.
4. Истинное противление злу — это творение добра. Самый мощный ответ злу — не ответный удар, а acts милосердия, прощения и молитвы, которые способны преобразить и обидчика.
Таким образом, РПЦ видит в этой заповеди не отрицание борьбы со злом, а учение о качественно ином, евангельском способе этой борьбы, который начинается с преображения человеческого сердца.
Отличный и очень важный уточняющий вопрос.
Да, позиция РПЦ по этому вопросу полностью соответствует и прямо вытекает из согласия Святых Отцов (consensus patrum). Толкование, которое даёт современная Церковь, — это не новшество, а соборное, преемственное учение, сформированное на основе святоотеческого наследия.
Давайте рассмотрим, как основные святоотеческие принципы, изложенные в предыдущем ответе, нашли отражение в трудах Отцов Церкви.
1. Принцип иерархии ценностей и духовного смысла
Святые Отцы единодушно предупреждали о опасности буквального, поверхностного понимания этой заповеди без учета ее цели.
· Святой Иоанн Златоуст в своих "Беседах на Евангелие от Матфея" дает классическое толкование:
«Что же значит: «не противься злу»? Он говорит это не о том, чтобы мы вовсе не противились, — нет... Но Христос говорит это о том, чтобы мы терпели личные обиды, а не о том, чтобы мы попустительствовали обижающим других».
Златоуст подчеркивает, что Христос заповедал это для искоренения гнева и мстительности в собственной душе. Он говорит, что, подставляя другую щеку, мы не проявляем слабость, а демонстрируем высшую силу духа, которая "огнем терпения попаляет наглость обижающего".
· Блаженный Феофилакт Болгарский в своём толковании уточняет:
«Не противься злому, то есть не мсти за обиду, но будь выше обид и терпи их... Заметь, что Он сказал не "не противься брату", но "злому". Этим показывает, что мы боремся не против человека, но против самого диавола, который через него действует».
Здесь ключевой момент: зло персонифицируется, а человек рассматривается как его жертва. Мы должны бороться со злом как с явлением, а не с человеком как с его носителем.
2. Различение личного зла и угрозы для ближнего
Это различение — краеугольный камень святоотеческой мысли.
· Святой Василий Великий в своих правилах прямо пишет о том, что не считается грехом убийство на войне или при защите жизни невинного:
«Убившие на войне... по нашему мнению, должны быть причислены к очистившим себя от убийства».
Это ясно показывает, что долг защиты отечества и ближних освящён церковной традицией и не противоречит евангельскому духу.
· Святой Симеон Новый Богослов учил, что есть два вида ревности: богоподобная и бесовская. Ревность о славе Божией и о спасении ближних — добродетель, а ревность из-за личной обиды — страсть. Таким образом, противление злу, причиняющему вред другим, является проявлением первой, доброй ревности.
3. Активное противление злу через добро
Святые Отцы видели в этой заповеди призыв к активной духовной борьбе.
· Святой Максим Исповедник рассматривал терпение обид как аскетическое упражнение, которое "умерщвляет страсти" и "оживотворят душу". Это не пассивность, а интенсивная внутренняя работа.
· Преп. Исаак Сирин писал: «Кто возненавидел ближнего своего, тот возненавидел Бога». Но эта же любовь к Богу и ближнему требует остановить руку убийцы. Преп. Исаак говорил о необходимости "всех человеков любить равно", но это не отменяет различения между добром и злом в их поступках.
Согласие Отцов (Consensus Patrum)
Не существует такого святого Отца, который бы учил, что:
· Христианин должен позволить убить себя или своих детей, не оказав сопротивления насильнику.
· Государство не должно иметь судов, армии и полиции для пресечения зла.
· Монах, видя, как разбойник нападает на путника, не должен сделать всё возможное, чтобы его остановить (пусть даже криком или призывом помощи).
Напротив, все они проводили различие между личным незлобием и общественным долгом, между местью за себя и защитой ближнего.
Вывод
Позиция РПЦ является прямым и точным отражением святоотеческого согласия по данному вопросу. Она избегает двух еретических крайностей:
1. Юридического буквализма (буквальное понимание, ведущее к бездействию и торжеству зла в мире), который противоречит другим местам Писания и учению Церкви о любви к ближнему.
2. Оправдания личной мстительности (когда под видом "защиты добра" человек проявляет свою страсть гнева).
Таким образом, учение, изложенное в "Основах социальной концепции РПЦ" и в проповедях современных пастырей, полностью основано на едином толковании Святых Отцов, которое можно резюмировать так: «Не противься лично тебе сделанному злу, но активно противься злу вообще, начиная с его искоренения в собственном сердце и не оставляя без защиты своих ближних».