#p214005,air написал(а):Христос никогда не спорил, потому что спор душевен, А Христос - дух животворящий.
Может ли христианин спорить?
Каждый из нас рано или поздно соприкасается с человеком, у которого мировоззрение несколько отлично от нашего. Нередко среди христиан возникают споры по тем или иным вопросах богословия и практического образа жизни. Порой споры принимают весьма ожесточенный характер и нередко заканчиваются обидами друг на друга.
В большинстве случаев, что касается христианской жизни Писание неодобрительно отзывается о спорах. Но важно понимать и то, что в некоторых случаях споры все же допускаются.
Прежде чем мы перейдем к аргументам «за» и «против», давайте мы рассмотрим значение основных слов, которые в Новом Завете употребляются для обозначения различных словесных баталий.
Они суть следующие: разномыслия (αιρεσις, расхождения во мнениях), словопрение (λογομαχεω, букв. вести словесную войну, оспаривать чьи-то слова, спорить о мелочах, придираться к пустякам, BDAG, 598 ), пустословие (κενοφωνια, говорить о том, что не имеет никакого значения, пустая болтовня, BDAG, 539), спор (φιλονεικια, букв. любовь к словам, сварливость, дискуссия, BDAG,1058).
Таким образом, мы видим, что по факту, значение обозначенных слов имеет больше негативный оттенок, чем позитивный. Можно допустить (и это будет справедливо), что споры как таковые неугодны Богу по нескольким причинам: (1) они являются плодом греховной природы человека; (2) они разрушают единство между христианами; (3) споры нередко приводят к более греховным последствиям: ссоры, гнев, рукоприкладство и т.д.
Но когда мы смотрим на споры в контексте различных библейских ситуаций, то увидим, что они могут не только деградирующее влиять на сообщество христиан, но в определенных моментах служат для отстаивания истины.
Но прежде давайте посмотрим, какие зачастую приводят аргументы противники любых споров, включая и споры для отстаивания истины.
Аргументы «против»:
1. Аргумент: Мк. 9:33-34; Лк. 22:24 – Иисус осуждает спор учеников.
Опровержение: В данном отрывке Иисус осуждает спор по той причине, что он был из-за греховных мотивов учеников. Они спорили о своем месте в царстве Божьем. Иисус осуждает не столько сам спор, сколько гордость и надменность учеников.
2. Аргумент: 1Кор. 11:16 – «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии».
Опровержение: Кажется, что Павел против споров вообще. Такой вариант можно допустить. Но при внимательном изучении контекста (1 Кор. 11:5-15) можно увидеть, что апостол говорит о ненужности спора касательно волос женщины. Он утверждает данный факт без надобности дальнейших рассуждений о предмете спора.
3. Аргумент: 1Кор. 1:11; 3:3 – «…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?»
Опровержение: Здесь Павел считает грехом спор, когда преследуются личные интересы. В данном случает это было разделение на сторонников Павла, Аполосса и Кифы. Христиане, объединяясь в различные фракции, гордились своей принадлежностью к своему учителю и спорили о превосходности своего наставника.
4. Аргумент: 1 Тим. 1:3-7; Тит. 3:9
Опровержение: Павел не запрещается спор как таков. Он акцентирует внимание на бесполезности споров о законе и различных родословиях.
5. Аргумент: 1 Тим. 6:3-5, 20 – «…тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения».
Опровержение: В контексте видно, что Павел предостерегает Тимофея от пустых (бесполезных) споров с еретиками, которые только и заняты тем, чтобы спорить с другими людьми.
6. Аргумент: 2 Тим. 2:14, 16 – «…заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих».
Опровержение: Павел вновь увещевает Тимофея не спорить с еретиками, которые топчутся по истине, как свиньи по бисеру. Напротив, за лучшее Тимофей пусть займется верным преподаванием истины.
Итак, мы постарались кратко рассмотреть и опровергнуть аргументы противников споров любого характера (объяснение не претендует на полноту и завершенность).
Теперь давайте мы посмотрим на конкретные библейские примеры, когда споры были необходимостью для защиты и провозглашения христианской истины.
Деян. 6:9 – иудеи спорят с Стефаном. Стефан участвовал в споре тогда, когда нужно было провозгласить и защитить истину об Иисусе Христе.
Деян. 15:1-2 – Павел с Варнавой спорят с иудеями касательно ненужности обрезания по закону Моисея.
Деян. 17:18 – Павел спорит с афинскими философами касательно факта воскресения Иисуса Христа.
Деян. 25:19 – Фест свидетельствует о том, что Павел спорил с иудеями касательно поклонения Иисусу Христу.
Павел спровоцировал спор между фарисеями и саддукеями (Деян. 23:6-9) и иудеями (Деян. 28:17-31).
Гал. 2:11-14 - Павел спорил, когда защищал истину о том, что Бог благоволит как иудеям, так и язычникам.
1Кор.11:18,19 – Павел допускает разномыслия для того, чтобы открылись испытанные люди.
В итоге мы можем с уверенностью сказать, что споры возможны и нужны только в одном случае: в отстаивании истины. И то, не из-за всякой истины нужно спорить (напр.1 Кор. 11:16). И не во всех случаях нужно отстаивать истину (напр. 2 Тим. 2:14, 16).
Важно понимать вот еще: если христианин страстно желает защищать истину, то он это должен делать мудро и компетентно. Мудрость заключается в проявлении христианского характера (1П. 3:15). Компетентность – в отличном знании предмета спора. Если вы раздражаетесь при виде своего богословского оппонента и с пренебрежением критикуете его взгляды – лучше не спорьте. Если вы недостаточно хорошо знаете область спора (например, богодухновенность Писания, богочеловечность Христа и т.д.), но стараетесь защитить истину – лучше не делайте этого (1Тим.1:6,7). Предоставьте дело более знающим христианам, а сами займитесь тщательным изучением темы и молитвой за апологетов.