Автор: Идрис Шах
Выдержки из книги «Учиться как учиться»
Вопрос: Как человек может узнать, искренен он или нет?
Ответ: Быть лицемером — это, возможно, худшее, что бывает. Но мне думается, что есть нечто более губительное; воображать, что не притворяешься в "благих намерениях". Не воображайте, что вы притворяетесь, и не занимайтесь самобичеванием, ибо и то и другое может быть формой самопотакания.
Имейте мужество признать, что, вне зависимости от того, на скольких людей производят впечатление кажущиеся смиренность и самопорицание набожных людей, реальное усилие — в познании самого себя, так чтобы с этим можно было что-то сделать. Стоит только поддаться и встать на сравнительно легкий путь принятия на себя личной вины, и вы можете стать виновным в саморазвлечении, упоении своей никчемностью.
Если вы так поступаете, то люди могут восхищаться вами, они могут ставить вас в пример, традиционная литература может поддерживать вас в мыслях и действиях, общество может верить, что оно получает пользу от вашего существования — но для вас это путь в никуда.
Люди реального знания существуют, можно сказать, для указания по-настоящему серьезным искателям, что человек в действительности обманывается, когда чувствует себя праведным. Они существуют не для того, чтобы заклеивать щели обоями, соглашаясь, что определенная тренировка мышления или последовательность действий, либо и то и другое вместе, являются неизменными признаками подлинной веры и практики.
…Чтобы учиться, люди должны отказаться от многого, в том числе и от ритуала, как того, на чем, как они воображают, они могли бы учиться
Наибольшее тщеславие Абу Халил Фарфар сказал: - Наибольшее тщеславие состоит в том, чтобы полагать, что ты искренен в своем искании знания, тогда как в действительности ты ищешь личного удовольствия.
- Но как может человек знать, не жертва ли он подобного недуга? - спросил один из присутствующих.
Фарфар сказал: - Он не жертва недуга, если он удовлетворен тем вниманием, которое Мастер уделяет ему. Если он не теряет терпения, не получая этого внимания. Если его спокойствие не нарушается тем, что он видит, как Мастер уделяет свое внимание другим. И если он оценивает любое, малейшее слово или знак, исходящие от Мастера, как должно, а именно - как если бы это было бесценное скрытое сокровище, существующее только для него одного